Pavka
Лаврентий Палыч
Опытный
 
Offline
Пол: 
Откуда: Москва
Сообщений: 3768
|
 |
« Ответ #56 : 12:50:20 22.07.2013 » |
|
Володимир Бєрєговой про аборигенних собак. Читати неодмінно! 5 июля 2013 г. в 1:12 Цю дуже цікаву статтю публікує 14-й випуск PADS
Аборигенна ненецька лайка. Стан кочових оленярів на річці Мала Аянка. Північ Корякського автономного округу. 1989 рік. Світлина Б. Широкого
Primitive and Aboriginal Dog Society Дорогие члены Общества по сохранению примитивных аборигенных собак и читатели нашего Вестника! В этом выпуске мыначинаем публиковать статьи представленные на Первой Международнойконференции «Аборигенные породы собак как элементы биоразнообразияи культурного наследия человечества». Эта конференциябыла уникальным кинологическим событием, благодаря чрезвычайноинтересным докладам представленным на ней и благодаря гостеприимствудружественной молодой независимой страны - Республики Казахстан.К сожалению, публикация статей конференции задержалась из-за недостаткафондов и организационных трудностей, но мы надеемся, что наверстаемупущенное, начав их публикацию всех статей конференции в ВестникахPADS. Мы будем их рассылать не только всем членам PADS, но такжеи всем участникам конференции. В 14-ый выпуск вошли три первые статьи. С глубоким уважением, Куратор PADS Владимир Береговой
КОНЦЕПЦИЯ АБОРИГЕННОЙ ПОРОДЫ СОБАК ВладимирБереговой Вирджиния, США Введение Было время, когда аборигенныепороды собак были единственными породами во владении людей. Все современныепопулярные породы собак, в то, или другое время, были выведены от аборигенных пород. Затем, они улучшалисьискусственным отбором и межпородными скрещиваниями, чтобы получить наиболее желательнуюкомбинацию признаков во внешности и поведении. В течение длительной истории жизнив условиях ограниченной свободы движения,хорошего ухода, и тренировок на послушание, они стали более илименее беспомощными, если их предоставить самим себе. Иногда такие породы называются«породами, сделаннымилюдьми» или «культурными породами». Многие породы другихвидов животных были также получены селективным разведениеми содержанием в условиях хорошего ухода и строго контролируемой средыи они также стали ослаблены физически и зависимы от пищи и защиты, получаемойот людей. Современная концепцияпороды основана, главным образом, на знаниях, накопленных в процессе работы с породамитакого рода. Собаки, которые не подходят под определение любой из известных пород, перечисленныхв каталогах кинологических клубов, остаются «невидимыми» для публики и чаще всего вовсене считаются породами. С другой стороны, если главные регистрирующие собак организации принимаютаборигенную породу, она также подвергается изменениям и превращается в еще одну культурнуюпороду, разводимую с родословными. Аборигеннаяпорода или зоологический подвид Аборигенные собаки - этоестественные породы, которые никогда не создавались путем запланированныхгенетических преобразований, преднамеренным отбором разводимых линий или скрещиваний между разнымипородами. Путешественник прошлых веков, когда они встречали туземных людейдалеких стран, писали о пользе, сообразительности местных собак и их службе длялюдей. В то же время, они использовалинелестные эпитеты, называя их «дворнягами», «нечистокровными колли», «лишайнымитварями», «уродливыми собаками» и т. п. В общем, путешественники,чей вкус был воспитан на европейских чистокровныхпородах, считали аборигенных собак местными дворнягами и это было весьма близкок истине. Однако, они были особенными дворнягами, которых сейчас мы предпочитаемназывать аборигенными породами, хотя некоторые любителисобак и эксперты не охотно используют термин«порода», говоря об аборигенныхсобаках. Аборигенные породы вызвалиинтерес профессиональных биологов сравнительно недавно, главным образом,по причине возросшего интереса общества к охране природы и национального наследия. Удивительно мало серьезныхнаучных исследований по аборигенным собакам как таковым. Фактически они оченьсходны с дикими животными, потому что никто не может заявить авторство на какой-либотип аборигенных собак. Самоебольшее, что можно было сделать, это открыть и описать их, также как мы открываеми описываем дикие виды и подвиды. Географы и этнографы открывали аборигенных собаки они оставили более или менее куцые описанияих, из которых сейчас мы пытаемся извлечь информацию об их происхождениии историческом прошлом. Сейчас многие аборигенные собаки уже вымерли или оказались награни вымирания. И всё большее число энтузиастов и людей, желающих внести вкладспасение этих собак, импортируют их из родных им страни хорошо о них заботятся, популяризуют их, разводят их, ведя родословныес надеждой, что Американский Кеннел Клуб (AKC), FCI и другие клубы их признают официально.Обычно достаточно интереса попробовать держать новую «неиспорченную» породу. Остается вопрос:а для чего? Хотим ли мы испортить также и аборигенных собак? Прежде чем серьезнозаняться программами по охране и спасению аборигенныхпород необходимо понять как и почему они отличаются от культурныхпород и рассмотреть поближе саму концепцию аборигенной породы. Реальное сохранение аборигенныхпород может быть только их сохранение в качестве аборигенных пород вместе с ихсредой и работой, которую они несут для людей. Одна из самых поразительныхчерт аборигенных собак - это их естественность. Фактически они более сходныс подвидами диких животных описываемых зоологами, чем с классическими (культурными) породами домашних животных.В самом деле, каждая популяция специфического типа аборигенной собаки имеетсвой географический ареал распространения и он всегда связан с определенной этническойгруппой людей. Поскольку собаки как одомашненныеживотные ассоциированы с людьми, их можно называть этногеографическимипородами. В то же время, подобно диким животным, каждая из этногеографических породявляется результатом медленной эволюции в условия жизни и работы совместно с людьми.Эти породы подвергались естественному отборуи отборы, направлявшемуся людьми, благоприятствовавшему лучшимрабочим качествам. Отбор, направляемый людьми, был весьма стихийным, иногда егоназывают «бессознательным» отбором, который можноскорее рассматривать просто как иной формой естественного отбора,чем как тем отбором, который применяется на основе современных знаний в области животноводстваи генетики. Это объясняется тем, что аборигенные собаки живут и работают для людейв условиях почти неограниченной свободы иникогда, или редко, привязаны или заперты и их кормят нерегулярно(иногда не кормят в течение нескольких недель); они вяжутся свободно и иногда даже выращиваютсвоих щенков без помощи людей. Они живут с людьми скорее как симбионты, чем как животныеплененные, эксплуатируемые или испорченные одомашниванием. Конечно, аборигенныесобаки имеют свои выгоды от совместной жизни слюдьми, например, защита от диких хищников, иногда от плохой погодыи голода. Последнее особенно очевидно там, где люди и их собаки живут в особенносуровых климатических условиях, таких как на приполярномсевере или в пустынях, где собаки и люди буквально зависятдруг от друга, чтобы просто выжить. Однако, каждый, будь-то собака или человек,должен работать, чтобы добыть «хлеб насущный». Например, плохо работающаясобака наиболее вероятно не получитхорошего обращения, будетоставлена некормленной и ее щенки не будут сохранены; она будет брошена на голоднуюсмерть в неурожайный год или просто убита на рукавицы. Несмотря на то, что собакиникогда или только временно были ограниченыв свободе движения и спаривались свободно, щенки выдающихся сук или отлучших кобелей, если кобель был известен как отец щенков, были чаще сохраненнымии защищенными от невзгод природы и выращены для замещениястареющих взрослых собак. Циклические колебания в урожайностив природе, плотность дичи и разного рода природные колебания оказывали свое влияниена жизнь и людей и их собак. Естественный отборне останавливался никогда. Другое сходство междуаборигенными собаками и подвидами диких животных заключается в том, что ониявляются старейшими неизмененными породами в мире. В самом деле, согласно даннымиз археологических раскопок, такие собаки каклайки или ездовые собаки были с людьми с неолита. Ископаемые скелеты типасалюки датировались 2500 годами до нашей эры, а ископаемый скелет австралийскогодинго был датирован 4-5 тысячами лет назад. Мощные собаки, используемые для защиты стад, также очень древнегопроисхождения. Сходство между аборигеннымисобаками и дикими животными идет и еще дальше, если мы рассмотримпоближе их поведение во время их работы, выполняемой для людей. Дрессировщикамизвестен независимый характер аборигенных собак,за что их часто называют твердолобыми, упрямыми и даже глупыми.Это потому, что аборигенные собаки часто скучают, когда их учат трюкам подобнымцирковым или другим неестественным для них вещам.И в этом они сходны с волками, которым также быстро надоедает,когда их учат простым, но для них бессмысленным действиям. Никто не назовет волкаглупым. Однако, в их родной средеаборигенные собаки демонстрируют высокую сообразительность, выполняя удивительносложные задачи и все это они делают сами. Они быстро научаются тому, что и как должнобыть сделано без особого предварительного обучения,дрессировки или направления людьми. Они все работают естественно.Чтобы начать работать, аборигенной собаке не нужен метод дрессировки «палки и морковки». Сама их работа для нихвознаграждение. С определенного возраста каждый щенок понимает что и как ему делать.Так аборигенные собаки называемые тазы, салюки, афганские борзые, бахмулы и тайганынаучаются охотесами, если их берут в то среду, где есть быстро бегающие животные. Фактически онирождаются, живут и растут в такой среде вблизи от иххозяев, живущих в доме, шатре или в юрте. Щенок охотничьей лайкиначинает находить и облаивать белок или тетеревов, начиная с возраста несколькихмесяцев, но при условии, что ему быладана возможность бегать свободно в лесу. Тот же щенок с возрастом сам переключитсяна более ценную дичь без специального наущения. Это происходит, даже если его владелец совсемне охотится, а просто берет его часто в лес. Хорошая лайка знает, на что охотитьсяи как это делать. Ездовые собаки начинаюттащить нарты в возрасте четырех месяцев, когда их подпрягают со взрослыми собакамиили когда их подпрягают для помощи женщинам и детям тащить легкие нарты с хворостом. Аборигенные ездовые собактакже хороши и на охоте и используются для охоты на крупных морских млекопитающих.Щенки собак, сторожащих отары овец, начинают работать в гармонии со старшими собаками, участвуя в охране,если они растут при отаре. Для всех этих собак их работа является естественнойчастью их повседневной жизни. Такое поведение сильно отличается от поведения собак, смотрящихвам в глаза и желающих вас порадовать быстрым научением сидеть, подходить, кувырнутьсяи другим вещам типично требуемым от культурныхпород. Аборигенные собаки делаютработу нужную для людей, но они действуют как дикие животные, потомучто они запрограммированы для этого генетически. Вся цепь действий во время работыаборигенной собаки поразительно сходна с цепью действийволков, которые также запрограммированы генетически как житьи охотиться в стае. Однако, в случае с собаками, их человеческие хозяева, а иногдаи другие домашние животные, становятся частьюих стаи или же жизненными элементами их жизни и среды. Для них овцы, или северныеолени, уже не добыча, а скорее часть защищаемой территории. Точно также для охотничьей собаки,застреленное или пойманное животное еще не пища. Добытое принадлежит хозяину, аон накормит собаку потом. Сейчас я проиллюстрируюразличие между аборигенной породой и культурной породой на основе наблюденийсделанных людьми с богатым опытом по поведению собак. Вот басенджи, одна изнаиболее диких аборигенных пород и вот спаниель, одна из наиболее популярныхкультурных пород. Корен (1994), тренер собак, сравнил поведение 79 пород и оценилих сообразительность по способности слушатьсяи научаться выполнению команд получаемых отдрессировщика. В своейкниге «Сообразительность собак;Сознание собаки и ее способности», он пишет, что кокер-спаниельсамый сообразительный из собак, а басенджи в его списке занимает 78-ое место из69 исследованных пород. Эта книга стала однимиз бестселлеров вскоре после ее презентации на утренней телепередачев США. Бедняга басенджи был публично унижен! Однако, по чудесному совпадению, было проведенонаучное исследование почти 30 лет до публикации книги Корена, в котором Скотт иФуллер (1965) сравнили поведение басенджи и кокер-спаниеляв экспериментах, запланированных на испытание по послушаниюи решению проблем. Скотт и Фуллер также использовали шелти, фокстерьеров и биглейв их исследовании по генетике и социальному поведениюу собак. Среди пяти пород только басенджи былнастоящей примитивнойаборигенной породой. В опытах, включавших команды голосом, требующих оставаться на весах, ограничивающихактивность собаки на поводке, послушания, оставаться на платформе нарасстоянии от дрессировщика, коккер-спаниель был самым легким в обучении. Басенджибыл самым трудным. Три другие породы были между этимидвумя по трудности обучения. В опытах по целевойориентации с различнойстепенью трудности, девятинедельные щенки обучались бежать и решать задачу, чтобыдостичь определенной цели. В этих и других экспериментах требующих активного решениязадачи басенджи оказался самымсообразительным из всех испытывавшихся пород, а коккер-спаниельбыл на последнем месте. Из этих экспериментов сталоособенно очевидно, что там, где требовалась гибкость лап и пальцеви где нужна была изобретательность и инициатива, аборигенная «дикого типа» порода с независимыммышлением превосходно отличилась. Интересно, что порода «созданная человеком» - коккер- спаниель,была наиболее успешной в тестах на пассивное послушание. Фактически здесь мы имеемдело с разными концепциями породы. Обе породы,культурная порода и естественная порода (дикий тип) очень хорошиесобаки, но они были развиты различными селективными силами и для разных целей.Басенджи стал скорее как дикий подвид одомашненной собаки(Canis familiaris), а коккер-спаниель стал культурной породойдомашней собаки. Ниже я привожу мое любимоеопределение подвида данное Эрнстом Майорм (Mayr,1963). Подвид - этоагрегат местных популяций вида, обитающий на части географического ареала видаи отличающийся таксономически от другихпопуляций того же вида. Слово таксономически означает, что такая популяция уникальноотличается в достаточной степени, чтобы ученые ее признали за подвид и дали ейнаучное название по-латински. Добавьте к этому определениючеловеческий фактор, принадлежащие этническойгруппе людей, и вы получитехорошее определение аборигенной породы. На самом деле попытки описания аборигенныхпород собак в качестве подвидов Canis familiaris уже неоднократно делались, ноони не встретили поддержки среди зоологов простопотому, что Canis familiaris это просто домашнее животное и ее вариациине относятся к традиционным объектам интересным для систематиков. Пожалуй, каждая аборигеннаяпорода лучше всего характеризуется своей способностью выполнения определеннойработы, внешним видом и географическим ареалом вместес ее местом в культуре определенной этнической группы (или близко родственныхгрупп), с которыми она живет. Окрас шерсти довольно изменчив индивидуально, а одиниз них особенно заметен фенотипически, это окрас с белыми пятнами. Пегий окрас эточерта, появившаяся в условияходомашнивания и жизни под защитой человека. Обе идеи, идея подвида и идея аборигеннойпороды применимы к реальным популяциям с реальными географическими ареалами и их признание как единиц сназваниями поддерживаются здравым смыслом и практической необходимостью. Это делает и те и другиеважными и заметными как часть биологического разнообразия. Общепринятое определениепороды слабо поддерживается строго научным методом, потому что идея породы (здесьснова видно сходство с подвидом диких животных)всегда несколько туманно и обычно это то, на чем мы соглашаемсяколлективно. Согласно словарю Мериама Вебстера, порода это группа животных илирастений родственных друг другу по общему происхождениюи внешне сходных по большинству признаков. А вотопределение породы, предложенноеамериканским генетиком, Д. Л. Лушем, одним из отцов современной популяционнойгенетики домашних животных (Lush, 1994): «Животные, которые посредством селективного разведениястали похожими друг на друга и передают свои признаки единообразно потомству». Аборигенные собаки, живущиев определенном районе и используемые одинаковым образом вполне подходятпод такое определение породы, потому что они сходны между собой в результате селективного процессаи передаю свои сходны черты потомству. Наименование аборигенных собак определенных этническихгрупп и географических районов породами сало очень обычным в научной и популярной литературе.Часто спорят, какой из принципов предпочесть, географический или этнографический (национальный).Разделение их будет всегда искусственным. Это как раз то, что было сделано в прежнем Советском Союзе, где былисозданы четыре породы охотничьих лаек известные сейчас. Хотя слова о сходствемежду собой относятся главным образом к внешнему виду, у сельскохозяйственных животных, признакипродуктивности могут быть не менее, а часто и более важными, чем внешний вид иэто в равной степени верно в отношении аборигенных пород. Творческие заводчики сельскохозяйственныхживотных создают и держат свои собственныеуникальные породы. Поэтому,есть еще более вольное определение породы: «Порода это группа домашних животных названная таковойпо общему согласию заводчиков... термин, который возник среди заводчиков скотаи можно сказать созданный для их собственного использования и никто не имеет приписыватьэтому термину научный смысл определения и обвинятьзаводчика в неправоте, если они не следуют данному определению.Это их термин и то, как они его используют, будет правильным.» (Lush, 1994). В свободном мире каждыйзаводчик или группа заводчиков собак, или других животных, могут попробоватьсвои силы в области искусства разведения своих животных и будущее любой из вновь полученныхпород будет зависеть от ее признания потребителями. Однако, аборигенные породы очень сильноотличаются. В сущности они являются естественными явлениями, географическими вариантами домашнейсобаки (Canis familiaris), эквивалентными подвидов в зоологии. Каждая из них уникальнаи произошла эволюционным путем. Аборигенныепороды это еще остающиеся естественные монументы природыи культуры, потому что они доказали свою полезность и прошли испытание временем.Их самая важная концептуальная разница от постоянноизменяющихся искусственных культурных пород заключается втом, что они были развиты для выполнения определенной функции. Их внешний вид имеетвторичное значение и всегда связан и подчинен функции. Культурныепороды Аборигенные породы былипредшественниками пород сделанных человеком. Способность собаки охотиться на определеннуюдичь и определенным образом была всегда важна для охотников прошлых веков. Собаки того времени ещеочень напоминали предковых аборигенных собак; они были выносливыми и здоровыми собаками, потомучто их разводили охотники для других охотников. Несмотря на то, что разные породы собак имели разныеназвания и назначения, скрещивание собак разных пород было очень обычным делом и их помеси всеравно назывались скорее по их назначению и характеру работы, чем по внешнему виду. Так, например, гончие,борзые или пойнтеры, независимо от того какие породы были примешаны к ним. Каждая собака цениласьв зависимости от того, как она была способна к охоте и такого рода генетическая «алхимия» в разведении собак продолжаласьпока собак разводили для полевой работы. Однако, радикальные измененияпроизошли в конце XIX века, когда собак начали разводить в чистоте с родословными записямии использовать их для соревнований на выставках. Выставки собак возродили популярность охотничьихпород, которые численно пошли на спад в предшествующее время по причине потерь земель для охотыи рост городского населения в Европе. Теперь, большее число жителей городов стали заводчиками охотничьихсобак, которые теперь стали скорее декоративными, чем охотничьими собаками. Щенки сталипродаваться любителям выставок и как собаки компаньоны. Поскольку заводчики в большинстве случаев небыли охотниками, внешний вид собаки стал наиболее важен, а первоначальное назначение собаки игнорировалось.Для любителей выставок все эти охотничьи или сторожевые инстинкты стали атавистическимичертами прошлого и больше всерьез не принимались. Интересно, что даже и сейчас многие любители выставоки даже некоторые выставочные судьи серьезно верят, что если экстерьер собаки хорош, ее функциональныекачества также автоматически есть в наличии. Поэтому, многие верят, что собаки из линий, побеждающихна выставках, должны быть очень хорошими и в полевой работе, если только им дать возможность себяпроявить. На самом деле это маловероятно, во-первых, потому что многие признаки высоко ценимые на выставкахфактически не имеют ни какого функционального значения на охоте и, во- вторых, есть анатомическиеособенности, которые неправильно интерпретируются выставочными судьями , если они сами не охотники.Вот почему многие охотничьи породы раскололись на две группы, одна для выставок и одна для охоты. Однако, проблема с выставочнымипородами на этом не кончается. Использование небольшого числа кобелей, выигравших навыставках, в качестве производителей и разведение собак максимально сходных с идеалом описанным в стандартепороды ведут к потере генетической гетерозиготности в популяции. Продолжительный инбридингпоздно или рано приводит к фиксации вредных аллелей и появления генетических аномалийв потомстве с увеличивающейся частотой, такие как пропущенные зубы, неправильный прикус иразличные нервные расстройства, наследственная слепота, эпилепсия, вывих в тазобедренном суставе,ненормальности связанные с размножением и т. д. Довольно интересно то, что уже есть несколько пород ответвленныхот аборигенных популяций в сравнительно недавнее время и превращенных в популярныевыставочные породы с родословными. Каждая из них содержит особей, страдающих от наследственныхзаболеваний и чем дольше история породы как выставочной, тем больше она разболтана генетически.Вот список таких пород: финский шпиц, самоед, сибирская хаски, аляскинский маламут, карельская медвежьялайка и басенджи. Несколько других пород с чисто аборигенными предками, но разводившимися по стандарту,такие как западно-сибирская лайка, восточно-сибирская лайка, среднеазиатская овчаркаи кавказская овчарка остаются в несколько лучшей форме, потому что они имели назначение как охотничьиили рабочие собаки, а не только как выставочные. Тем не менее, они также подверглись различнымизменениям, отклоняющимся от предкового аборигенного типа. Все аборигенные породы, разводимые в питомникахизменяются сходным образом: они становятся крупнее и тяжелее, прожорливее, склоннымик ожирению и медлительнее в работе. Эти изменения становятся особенно заметными по достиженииу собак около пяти лет и старше. Их аборигенные предковые популяции еще живы и сравнения с нимипозволяют нам наблюдать и изучать появляющиеся различия. Разница между выставочными линиями изпитомников и предковыми аборигенными популяциями появляется довольно скоро, а зачастую независимоот того, насколько это сознают сами заводчики. Есть книга, основаннаяна исследованиях наследственных проблем со здоровьем у чистокровных собак: «Медицинские и генетическиеаспекты чистокровных собак»(Ross.D. Clark, J. D. Steiner and H. David. Haynes, editors,1983). Это книга содержит 576 страниц о наследственных проблемах пород собак признанных АмериканскимКеннел Клубом и FCI. Можете себе представить, сколько бы могли написать авторы этой книги об этомпредмете, если бы они изучали аборигенных собак не загрязненных смешением с культурными породами?Вероятно они бы не нашли много материала, потому что среди аборигенных собак мутации такого рода выметаютсяотбором. Рецессивные аллели с вредным эффектом на фенотип среди них встречаются с частотамиблизкими к тому, что найдено на диких животных. Я хочу напомнить читателям, что не в столь давнеевремя до 90% популяции колли были носителями наследственной слепоты. Обсуждение и библиографияпо этому предмету могут быть найдены в книгах (Beregovoy, V. and Moore Porter,2001; M.Derr,1997). Дегенеративныйотбор Сам образ жизни владельцевсобак и причины, почему они разводят или держат собак составляют главную часть той среды,которая в течение длительного времени переделывает каждую породу собак, часто даже вопреки хороших намеренийвладельцев разводить лучших собак. Это результат бессознательного отбора в условиях пассивногообраза жизни собак в питомниках, в домах и в других условиях с ограниченной физическойсвободой собак. Жизнь собак в коммерческих питомниках особенно вредна для аборигенных пород, которыеотличаются сильной реакцией на изменения в окружении, преданы хозяину, энергичны, независимыеи способные работники в поле – все те качества, которые не требуются для благополучной жизни собакив питомнике коммерческого направления. В самом деле, самая удобная собака для выставочного заводчика,особенно же для массового заводчика, это собака, которую удобно кормить, разводить, ласкать и,конечно же, показывать на выставке. Такая собака должна быть удовлетворена жизнью, будучи запертой в вольерев течение многих дней без возможности бегать свободно и взаимодействовать с окружающим миром. Приучениесобак сидеть в клетке стало даже стандартным требованием даже для семейных собак, живущихвнутри дома. Собаки должны научиться всякого рода запретам, не требовать личного внимания или свободылаем или попытками вылезти из своего заключения. Иными словами, хорошие _______собакидля жизни в питомнике должны быть наименее требовательными к физической и нервной активности и наименеереагирующими на всякого рода средовые раздражители или стимулы. Их характер должен быть более похожимна характер свиньи или кролика, чем на характер способной к работе собаки, «друга человека». Более того, наиболееудобный потенциальный чемпион выставки, независимо от первоначального назначенияпороды, должен позволять незнакомому человеку увести себя на поводке и исследовать свое телоруками без протестов. Собака должна оставаться спокойной помногу часов бездействия, когда еетранспортируют, и в ожидании выхода на ринг. Все эти качества связаны с естественной индифферентностьюи вялостью собаки. В таких условиях, энергичные, полные огня собаки оказываются в невыгодномположении. Изобретательные «Гудини» наиболее вероятно попадутв категорию собак, которых коммерческийзаводчик, или индивидуальный заводчик, живущий среди дружественных соседей, от которых онипожелают избавиться в первую очередь. Собаки с длинной историей отбора на «наилучшую собаку для жизнив питомнике» не нуждаются во врожденномжелании или умении найти свой дом, потому что они всеравно никогда не будут испытаны на такую способность, будучи приговоренными к жизни в клетке и никогдане предназначались для работы в поле. Их содержат и разводят, как кроликов, и они изменяются соответственноэтому. Некоторые могут возразить, сказав, что они берут своих собак на разнообразные организованныемероприятия специфические для активны тренировок собак, таких как проворный бег с препятствиями,таскание тяжелых грузов, гонки за пластиковым зайцем или аппортирование с воды,защита или соревнования на послушание. Все эти активности лучше, чем ничего, но в случае с аборигеннымипородами, это не может заменить настоящую охоту, работу в нарте или охрану отары в течение многихдней и месяцев. Для аборигенной собаки, ее работа это часть ее повседневной жизни; для культурнойпороды, ее работа лишь эпизодическое событие или активное развлечение на фоне скучной взаперти. Другая форма дегенеративногоотбора в противовес признакам наиболее биологически совершенной собаки связана с основнойбиологической функцией – размножением, начиная со спаривания и вплоть до рождения щенков. Некоторыезаводчики обращаются со своими собаками как если бы они были сельскохозяйственнымипродуктивными животными или декоративными растениями. Суки с более, чем одной течкой в год, рождающиепо многу щенков имею естественное преимущество и это также хорошо, если желательно продатьбольше щенков. Суки, которые не принимают кобеля без предварительных игр и ухаживания оказываютсяменее желательными, особенно, если хозяин возил их далеко (даже самолетом) для вязки с лучшим кобелем.Все созданные природой формы поведения, такие как ухаживание, драки, иногда утомительный бег имеютсвою адаптивную ценность для предотвращения спаривания с неполноценными или менее выносливымикобелями. Кобели из числа выставочных чемпионов это уже «драгоценные» производители и им обычнопомогают при вязке путем удерживание суки на месте; иначе она могла бы его отвергнуть, чувствуя егонеполноценность. Собаки должны быть повязаны, особенно, если одна из них была привезена специально длявязки. Когда рождаются щенки,вся коммерчески ориентированная литература о собаках говорит вам: «Немедленно звоните своемуветеринару!». Хорошая аборигеннаясука всегда хорошая мать и она не нуждается ни в чем, заисключением места защищенного от непогоды, качественной пище и миске с чистой водой. Мать сама знает,что ей делать и лучше всего дать природе идти своим путем. Не звоните своему ветеринару - если собакане может размножаться естественно, не используйте ее для разведения. Даже кормление коммерческимсухим кормом, если оно продолжается поколениями, изменит наших собак генетически. Коммерческипроизводимый корм для собак не тренирует челюсти и мышцы головы, пачкает зубы и перегружает пищеварительнуюсистему собаки балластом. Собака должна есть, переваривать и выводить экскременты почтикак травоядное животное - много экскрементов. Со временем это вызовет адаптивные изменения вобмене и генетике. Кормите собак натуральными кормами! Коммерческие заводчикипредпочитают использовать для разведения более молодых сук. Многие наследственные проблемысвязанные со здоровьем начинают проявляться с возрастом собаки, особенно, когда собака старше трехили более лет. Коммерческий заводчик не хочет рисковать, используя собак старших возрастов. Такимобразом можно избежать вредные мутации, проявляющиеся в фенотипе в более старших возрастах они,сознательно или нет, оказываются переданными следующим поколениям. Вот почему многие из собаквыставочных пород не очень умны и не развивают даже привязанности к хозяину или естественнойпривязанности к месту, где они живут; они легко теряются, если их отпускают с поводка, особенно еслиих оставлять без надзора, спонтанные кусаки и т. п.. У нас есть армии специалистов по поведению собак, тренеров,психологов животных и ветеринаров. Наши культурные породы держат их всех очень занятыми. Саборигенными собаками, эти специалисты потеряли бы свой заработок просто потому, что все эти собакиздоровы физически и умственно. Местные заводчики аборигенных собак просто убивают всех ненормальныхживотных. Охрана гетерозиготностиаборигенных собак Наконец, есть еще однаособенность аборигенных собак, которая остается плохо изученной. Каждая аборигенная порода, живущаяв ее родной среде, должна иметь высокий уровень гетерозиготности, близкий к тому, который встречаетсяу диких животных. Большая часть видимой изменчивости имеет полигенную основу. Высокий уровеньгетерозиготности в аборигенных популяциях собак можно ожидать априорно, потому что они известнышироким размахом фенотипической изменчивости, а также потому, что стабилизирующий отборблагоприятствует гетерозиготным организмам. Это тот механизм, который поддерживает сбалансированныйполиморфизм у диких животных. Это также тот фактор, который дает природным популяциям абсорбировать,как губка, аллели из других, соседних популяций. Это случается, когда собаки приходятв прямой контакт, например, во время сезонных перегонов скота, сопровождаемого собаками, на далекие расстояния.Гибридная сила дает селективное преимущество, особенно же, если новоприобретенные аллелиполезны и в гомозиготном состоянии. Именно поэтому аборигенные породы собак часто в некоторойстепени «помесного» происхождения. Несмотряна факт, что определенные типы аборигенных собак преобладаютчисленно в определенных местах, в условиях бесконтрольного спаривания или при частом генетическомобмене между соседними и даже более далекими популяциями, они также открыты для новых возможностей,что и происходит естественным образом. Изменчивость среди собак охраняющих отары, обусловленнаясезонными перегонами скота, очень древняя и хорошо описана (Cruz, 2007) по аборигенным овчарками пастушьим собакам Португалии. Такого рода генетическое смешение существовало задолго донедавнего вторжения импортированных собак культурных пород и не должно быть причиной для беспокойства.Торговые караваны, ярмарки, охотничьи экспедиции далеко от дома, военные походы и даже сам кочевойобраз жизни помогали поддерживать общее сходство аборигенных собак сходного назначения наогромных территориях, несмотря на различия между местными собаками, сохранявшиеся в течениедолгого времени. Изменчивость, обусловленная смешением собак сходных по назначению не являетсяпроблемой, потому что они все равно будут делать свою работу хорошо и их жизнеспособность не уменьшится.Примерами такого рода смешения могут служить в Киригизстане тайган и тазы, в Афганистане афганскаяборзая и салюки, в Азербайджане длинношерстная и короткошерстная кавказские овчарки, вСибири между разными типами охотничьих лаек, принадлежащих соседним этническим группам и такжемежду соседними популяциями ездовых собак приполярных районов, и т д. Получится совершенно другойрезультат, если аборигенные собаки смешаются с импортированными культурными породами.Небольшая примесь культурных пород может быть вычищена естественным отбором. Однако, массоваяметизация, когда импортные собаки численно превосходят аборигенных является смертным приговором аборигеннойпороде. Несмотря на то, что аборигенные породы произошли, когда они были в руках не образованныхв животноводстве местных народов, их очищение от чуждых генов требует знания животноводства,генетики и хорошего понимания породы. Поскольку сохранение аборигенной породы означает сохранениепопуляции, несколько симпатичных собак купленных туристами не могут помочь спасти породу.Это должен быть организованны, коллективным усилием истинно заинтересованных заводчиков. Продовження буде. Нравится
|